07.08.2024 13:21
Новости.
Просмотров всего: 4400; сегодня: 3.

О работе почты в 1949 году рассказал Главархив Москвы

О работе почты в 1949 году рассказал Главархив Москвы

В августе 1949 года члены Моссовета поручили городским службам провести ремонт почтовых отделений, увеличить выпуск грузовых автомобилей, необходимых для доставки посылок, и обеспечить сотрудников почтамта жильем.

К концу 1940-х годов Москву приходили сотни тысяч телеграмм, посылок, бандеролей, которые поступали в почтовые отделения города. В работе почты случались и некоторые сбои, поэтому членам Моссовета приходилось искать пути решения проблем в этой отрасли городского хозяйства, чтобы избежать жалоб москвичей, которые не могли получить посылки. В Главархиве сохранились документы о работе главного почтамта и отделений связи в советское время.

Из представленных документов известно, что в 1949 году горожане активно пользовались услугами почты, а количество корреспонденции и денежных переводов существенно выросло по сравнению с началом 1940-х годов. Например, только за 1948 год почтовые служащие отправили 838,8 млн письменной корреспонденции, было оформлено 17,7 млн денежных переводов и 21,6 миллиона телеграмм. Количество обращений в отделения продолжало расти. Так, за первые шесть месяцев 1949 года из Москвы было отправлено 826 млн рублей, а в столицу поступил 1 миллиард 94 миллиона рублей. Денежные переводы были оформлены через почтовые отделения. Также на почту поступали тысячи тонн посылок, которые было необходимо где-то хранить и выдавать адресатам, но работники уже не справлялись с ежедневной нагрузкой.

В начале августа 1949 года члены постоянной комиссии городского транспорта и связи в Моссовете подготовили справку о работе столичной почты и сохранности отправляемых вещей. На Главпочтамте обрабатывали запросы горожан, и, кроме главного офиса, в столице располагалось восемь межрайонных контор и 156 отделений связи. Эту сеть почтовых отделений обслуживало 10 тысяч 878 служащих, а в управлении по перевозке почтовых отправлений вокруг Москвы трудились еще 5,3 тысячи человек. 

За шесть месяцев работы почтовых отделений в 1949 году было зарегистрировано только одно ограбление почтальона, но при перевозке посылок в вагонах было зарегистрировано 84 хищения по вине сотрудников почты. Всех этих людей уволили, а 37 из них даже получили срок от трех до 15 лет. Так сотрудники управления почтовых отправлений боролись с кражами, однако большая часть из них случилась не только из-за халатности работников на местах, но и потому, что в почтовых отделениях не хватало места. 

Например, почти половина столичных почтовых отделений располагалась в неприспособленных для хранения посылок помещениях без ремонта. Кладовых для хранения ценностей не хватало. Многим служащим везло, если в их распоряжении оказывалась комнатка в шесть квадратных метров, где помещались только два шкафа, один из которых был несгораемым. Сигнализации и охраны не было. Например, в почтовом отделении № 61 тридцать сотрудников ютились в двух комнатах. В других отделениях  прием корреспонденции приходилось осуществлять через окно, так как в отделениях не было места для размещения посетителей. Кто-то из сотрудников был вынужден жить на месте работы, так как у них не было возможности получить жилье.

Еще более сложной проблемой оказалась доставка посылок по городу. В 1949 году в распоряжении почтовой службы находилось 104 машины, и только у 10 из них был закрытый кузов. Письма грузили в мешки, которые намокали в дождливую погоду. Так что за сохранность корреспонденции никто не отвечал, и многим отправителям везло, если их письма доставлял почтальон, который был вынужден ходить по городу пешком. Поэтому о доставке тяжелых посылок на дом в те времена не стоило мечтать. 

Чтобы доставить почту с использованием железных дорог, требовалось еще больше времени. Вагоны под погрузку диспетчеры подавали с опозданием до пяти часов. На Курском вокзале отсутствовало электричество, поэтому грузчики работали при свечах как в XIX веке, а на Казанском вокзале посылки хранились под открытым небом, так как не было складских помещений. Для транспортировки почтовых отправлений по районам Московской области машин не хватало, а поезда, к которым можно было цеплять почтовые вагоны, на некоторых ветках не ходили. 

Депутатам Моссовета было ясно, что для решения проблемы сохранности почтовых отправлений и ценностей необходимо срочно решать логистические вопросы и срочно улучшать материально-технических условия для работников всех почтовых отделений. Итогом изучения справки по работе почтамта в Москве членами Моссовета, стало их решение №41/6а «О мероприятиях по обеспечению сохранности почтовых ценностей в предприятиях московского почтамта», которое представлено в Главархиве.

Мосжилотделу выдали предписание срочно подыскать совместно с чиновниками районных советов подходящие помещения для размещения почтовых отделений. Восемь новых почтовых отделений планировали разместить на нижних этажах только что построенных домов, а также переоснастить помещения двух старых магазинов и закусочной, которые уже успели закрыться. Таким образом, внезапно освободились площади до 300 квадратных метров, которые можно было снова использовать. 

Все старые почтовые отделения решили срочно отремонтировать по согласованию с  районными советами, а нуждающиеся сотрудники должны были получить жилье. Работникам Горплана (Плановый отдел городского совета) поручили внести в свои расчеты на 1950 год изготовление на городских предприятиях 20 грузовых машин с закрытым кузовом для почтовых перевозок. Сотрудники Управления по делам архитектуры теперь должны были предусмотреть в планах застройки оборудование почтовых помещений на нижних этажах новых зданий. 

В итоге реализации этого решения Моссовета удалось улучшить условия труда для сотрудников почтовых отделений, а также решить проблемы потери посылок при доставке. Теперь члены Моссовета внимательно следили за бесперебойной работой почтовой связи, о чем в Главархиве сохранились соответствующие документы. 

О том, как работали почтовые отделения с 1920-х по 1980-е годы, можно также узнать из тематического альбома Главархива «Советская почта», где представлено большое количество архивных фотографий почтовых зданий и почтальонов. 


Почтальоны 9-го почтового отделения Фрунзенского узла связи перед выходом на участки. Автор – Г. Шпунькин. Москва. 24.09.1985 г. Главархив Москвы
Почтальоны 9-го почтового отделения Фрунзенского узла связи перед выходом на участки. Автор – Г. Шпунькин. Москва. 24.09.1985 г. Главархив Москвы

В почтовом отделении. Автор – Б.В. Игнатович. Москва. 1930-е гг. Главархив Москвы
В почтовом отделении. Автор – Б.В. Игнатович. Москва. 1930-е гг. Главархив Москвы

Сортировщица 1-й экспедиции Главного почтамта связывает почтовые отправления на почтовязальной машине. Автор – М. Филимонов. Москва. Октябрь 1960 г. Главархив Москвы
Сортировщица 1-й экспедиции Главного почтамта связывает почтовые отправления на почтовязальной машине. Автор – М. Филимонов. Москва. Октябрь 1960 г. Главархив Москвы

Работники конторы «Сортсемовощ» Посылторга за расфасовкой семян, отправляемых по почте. Автор – Б. Трепетов. Москва. 01.03.1957 г. Главархив Москвы
Работники конторы «Сортсемовощ» Посылторга за расфасовкой семян, отправляемых по почте. Автор – Б. Трепетов. Москва. 01.03.1957 г. Главархив Москвы

Работники Московской центральной базы «Посылторга» оформляют посылки для отправки заказчикам. Автор – А. Пушкарев. Москва. 02.11.1971 г. Главархив Москвы
Работники Московской центральной базы «Посылторга» оформляют посылки для отправки заказчикам. Автор – А. Пушкарев. Москва. 02.11.1971 г. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10630 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/142176073/
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...