В Общественной палате Российской Федерации в формате круглого стола были подведены итоги XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе» имени Владимира Меньшова и Х Российско-Китайского форума сотрудничества в кино, культуре и туризме.
Мероприятие было организовано Ассамблеей народов Евразии и Африки, Евразийской академией телевидения и радио, Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов, Национальным центром народной дипломатии ШОС в России.
Модератор круглого стола Валерий Рузин, заместитель Генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии и Африки, президент Евразийской академии телевидения и радио, открыл его рассказом об истории и успехах кинофестиваля.
XIX Международный кинофестиваль «Победили вместе» проходил в Сочи (Россия) с 17 по 22 ноября. На конкурсную программу заявились авторы из 50 стран, были отобраны фильмы представителей 36 стран мира. В рамках фестиваля состоялось более 100 просмотров и встреч на 19 площадках.
Участников и организаторов круглого стола приветствовали Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, член Генерального совета Ассамблеи народов Евразии и Африки Владимир Зорин и Генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии и Африки Андрей Бельянинов.
Владимир Зорин отметил, что фестиваль «Победили вместе» уже давно стал эффективной площадкой народной дипломатии.
«Утверждая традиционные ценности, фестиваль объединяет всё человечество, – сказал он. – А Российско-Китайский форум демонстрирует, как продуктивно работают общественные организации».
Председатель комиссии ОП РФ вспомнил о других проектах Ассамблеи народов Евразии и Африки, поддержанных Общественной палатой РФ.
Спикер высказал уверенность в том, что участники круглого стола договорятся о новых форматах взаимодействия, которые «помогут выстоять в непростое время информационной атаки на наше единство». «Пока мы едины – мы непобедимы!» – такими словами завершил выступление Владимир Зорин.
Генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии и Африки Андрей Бельянинов отметил, что Ассамблея утверждает «базовые универсальные ценности, которые объединяют всё человечество, а культура, спорт и туризм – та триада, на которой зиждется это объединение».
Владимир Рузин подчеркнул рост влияния Российско-Китайского форума сотрудничества в кино, культуре и туризме. В Сочи в этом году приехали 13 представителей теле- и киноиндустрии из Китая.
Возможности и перспективы сотрудничества России и Китая оценил первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по международным делам Андрей Денисов.
Сенатор также рассказал о структуре межправительственных комиссий в России, оказывающих помощь и поддержку различным международным проектам. Андрей Денисов упомянул ещё несколько организаций в России, которые содействуют сотрудничеству России и Китая. Одна из них – Российско-Китайский комитет дружбы, мира и развития, возглавляемый экс-уполномоченным при Президенте России по защите прав предпринимателей Борисом Титовым и членом Коммунистической партии Китая, экс-губернатором провинции Чжэцзян Китая Ся Баолуном.
В Китае 800-900 млн жителей – пользователи интернета, ещё больше – телезрители, отметил политик, этот факт открывает огромные возможности для России в сфере киноиндустрии. Сенатор также рассказал об огромном интересе друг к другу китайской и российской творческой интеллигенции и исторических темах, которые могут стать сюжетами для совместных художественных проектов.
Перед Россией и Китаем сейчас стоит «задача восстановления общего культурно-исторического нарратива», согласился с сенатором Валерий Рузин, и документальное кино как инструмент в этом плане трудно переоценить.
Заместитель Генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии, директор Национального центра народной дипломатии ШОС в России Станислав Королёв отметил, что российско-китайское сотрудничество – это своего рода переход от «столкновения цивилизаций» к «диалогу цивилизаций». Он напомнил о решении российского и китайского лидеров взаимодействовать в сфере киноиндустрии, принятом на последнем саммите БРИКС в Казани, и отметил, что благодаря Международному фестивалю «Победили вместе» уже есть несколько площадок и инструментов для подобного взаимодействия.
Президент АНО «Центр исследований АТР», эксперт Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы, заместитель Генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии и Африки Сергей Санакоев привёл в пример фильм «На сопках Маньчжурии», над которым в настоящее время совместно работают российские и китайские кинематографисты.
«В мире происходят грандиозные изменения, которых не было 100 лет, и мы их движим», – напомнил участникам круглого стола слова Си Цзиньпина, адресованные Владимиру Путину, председатель совета экспертов Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Юрий Тавровский. Россия и Китай переросли формулу стратегического партнёрства и перешли в фазу «боевого слаживания», считает востоковед. Оно происходит сегодня в политических вопросах, а другие сферы общественной жизни отстают, поэтому и принято решение сотрудничать в киноиндустрии. «К счастью, здесь мы работаем не с чистого листа, и XIX Международный кинофестиваль «Победили вместе» – тому подтверждение, ведь он реальный механизм эффективного взаимодействия России и Китая, несмотря на ограничения. Этот опыт должен тиражироваться», — отметил спикер.
Среди участников из Китая были видные теоретики кино, известные режиссёры кино и телесериалов, ученые в области культуры, а также представители туристической индустрии и образования, что значительно обогатило и расширило тематику Х Российско-Китайского форума сотрудничества в кино, культуре и туризме и привлекло к нему больше участников.
В круглом столе принял участие Ю Сяоган, режиссёр национального уровня; продюсер, почётный президент Китайской Ассоциации кинодраматургов и производителей телесериалов (CTPIA); директор компании Beijing Jingdu Century Culture Development, почётный вице-президент ЕАТР, председатель жюри конкурса «Диалог культур». «У нас есть обоюдное желание и надежда на всеобщий мир и единство прогрессивных устремлений человечества к достижению мира. И я благодарен за то, что вы так много делаете для проведения Фестиваля и предоставляете всем возможность высказаться и продемонстрировать свои фильмы. И я также надеюсь, что лучшие работы России и всех государств-участников нашего кинофестиваля могут быть распространены в Китае. Спасибо организаторам фестиваля и форума за то, что позволили нам всем объединить усилия, направленные на лучшее будущего для всего человечества», — сказал Ю Сяоган. Крупнейший китайский продюсер также представил проект создания крупной медиаплатформы с использованием блокчейн-технологий. Он также отметил, что Российско-Китайский форум был очень значимым. У Цзян, президент Пекинской компании по классической литературе и искусству «Чуаншицзи»; режиссер, продюсер; член Союза кинематографистов Китая, вице-президент ЕАТР; член Ассамблеи народов Евразии и Африки отметил, что включение в повестку Российско-Китайского форума тем, связанных с культурой и туризмом, обогатило его содержание и привлекло больше участников. Он также рассказал о тех идеях, которые появились на форуме. Например, представитель Китайского Центрального телевидения Qu Jiangxue предложила совместно с российской стороной снять документальный фильм «Великий Чайный путь: из Китая в Россию», а представитель провинции Сычуань Мо Сяосяо предложила провести в следующем году в городе Чэнду кинофорум «Общая память».
Отдельное внимание на круглом столе было уделено сессии Х Российско-Китайского форума сотрудничества, посвящённой туризму. Был отмечен высокий уровень спикеров экспертной панели, которая собрала около 500 участников. Результаты этой сессии были изложены президентом Ассоциации внутреннего и въездного туризма РФ, директором Центра стратегических исследований и международных программ Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Владимиром Шаровым.
Генеральный директор компании «Русский Медиа Альянс» Андрей Дёмин обозначил перспективы работы туристического направления работы Форума.
Вторая половина круглого стола была посвящена значению документального кино, которое занимается сегодня освоением социальных смыслов современного общества, выстраивает морально этические координаты в пространстве сегодняшнего дня.
Члены жюри конкурсов и участники XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе» отметили, что по качеству фильмов, никогда ранее не показанных на других фестивалях, этот фестиваль заслуживает отдельного упоминания.
Павел Печёнкин, режиссёр, продюсер, член жюри Национального конкурса кинофестиваля «Победили вместе» (Пермь) сказал, что его в этом году буквально потрясли два фильма. Оба — посвящены специальной военной операции и вызвали сильное чувство патриотизма. Это тетралогии режиссеров Максима Фадеева и Сергея Белоуса, которую они назвали «У края бездны», фильм второй «Спасение Малого», а также картина «Я иду домой» Владислава Рыткова.
«Спасение Малого» единодушным решением жюри получил главный приз фестиваля, а «Я иду домой» получил главный приз в национальном конкурсе.
«Не сомневаюсь, что у этих фильмов и у этих авторов большое будущее. И самое главное, что эти фильмы нужны нам, они должны показаны быть везде», — сказал Павел Печёнкин.
Он также рассказал об опыте по управлению сетью социальных кинозалов в Пермской области, который может быть тиражирован в других регионах.
Режиссёр напомнил, что в октябре на саммите БРИКС президент Владимир Путин и председатель Китайской Народной республики Си Цзиньпин поручили Министерству культуры РФ и Государственному управлению КНДР по делам кинематографии подготовить меморандум о совместном российско-китайском кинопроизводстве. Он поднял вопрос о площадке, на которой будут встречаться потенциальные продюсеры документального кино и дистрибьюторы из стран ШОС. Режиссёр предложил в Перми создать кинорынок документального кино. По словам Павла Печенкина «Этот проект — еще и потенциальная площадка для развития российско-китайского сотрудничества в области кино».
Кинорежиссёр, сценарист, педагог Сергей Дебижев предложил создать в России Фонд патриотического кино. «Нужно понимать, что кинематограф стал орудием массового поражения», – считает режиссёр. Чтобы противостоять негативным моментам, нужно воспитывать нового зрителя, например, вводить уроки кинематографа в школьной программе.
Кинематограф – не орудие поражения, а «орудие массового возрождения», дополнил коллегу заместитель председателя Союза кинематографистов России, президент Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский. Он предложил создавать для взаимодействия с Китаем и другими странами совместные сценарные лаборатории и утверждать списки взаимно интересных странам исторических тем на госуровнях.
Директор спецпроектов Общественного телевидения России (ОРТ) Сергей Ломакин, считает, что у современного кино, особенно у документального сейчас две главные проблемы: финансирование и прокат. Сегодня 30% продукции в России финансируют федеральные каналы, 15% – спонсоры и 55% приходится на госфинансирование (фонды, гранты и т.д.).
«Документальное кино – блюдо, которое нелегко съедается, нелегко переваривается. Нужно создать единую медийную платформу», – считает Сергей Ломакин.
Генеральный директор «Альянс Медиа Центр», создатель и главный редактор Медиаплатформы «Сеть истории» Игорь Городничий представил совместную разработку с Ассамблеей народов Евразии и Африки: Российский международный информационный, образовательный и просветительский ресурс Медиаплатформу «Сеть истории» HistoryNetwork.Ru, который создан в целях сохранения исторической памяти, а также рассказал о киноразделе уже действующем на медиаплатформе и поставил вопрос о его расширении до полного представления всех фильмов-участников фестиваля за 19 лет его проведения, а возможно, и других фильмов историко-патриотической тематики.
Российский режиссёр-документалист Вячеслав Красько, лауреат премии Китайской Академии документального кино, рассказал о новом совместном российско-китайском проекте под рабочем названием «Проект 156». Интерес поднять страницы истории советско-китайского сотрудничества в 1950-е годы возник у китайских режиссёров и был поддержан российскими коллегами. В тот период СССР по сути создал индустриальную базу Китая, который прежде был аграрной страной. 156 – это число идей, и 150 из их было реализовано. Договорённости о совместном документальном фильме были достигнуты на полях XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе». Сейчас готовится его сценарий.
Фестиваль представляет огромную ценность для России и дружественного сообщества вокруг нашей страны по многим причинам. Все участники круглого стола единодушны в его эффективности как инструмента народной дипломатии. Но не стоит забывать и о его колоссальной художественной ценности, которую отмечает видный кинокритик Ирина Павлова.
«Очередной кинофестиваль «Победили вместе» произвёл на меня, как на члена международного жюри, неожиданное впечатление. Российские программы фильмов, как всегда, оказались интересными и яркими. И то, что Гран-При фестиваля получил совершенно потрясающий российский фильм «У края бездны», неожиданностью не стало. Пока что в мировой документалистике ничего равного этой картине по эмоциональному воздействию нет. А сам факт, что фильм-победитель стремительно захватил все киноплатформы, если судить по критерию зрительского успеха, в очередной раз говорит о художественной проницательности организаторов кинофестиваля, всегда умеющего попасть в «максимально болевую точку» в современном киноискусстве.
Но хочется отдельно сказать о международной программе. Для меня стало приятной неожиданностью то, что впервые вошедшие в программу африканские фильмы оказались значительно мощнее европейской и азиатской программ. В сущности, благодаря этому фестивалю я открыла для себя новый кинематографический континент. И если авторы документальных картин, созданных в Европе, Азии, Латинской Америке вполне привычно уже разбирались в тонкостях человеческого подсознания или выискивали новые грани национальной истории, то африканцы высказались в ярко-ироническом (я бы даже сказала, юмористическом) ключе. К примеру, так было сделано в мадагаскарской ленте «Ситабаомба» и камерунском фильме «Призраки Боко Харам».
Хочу особенно подчеркнуть, что фестиваль «Победили вместе» в очередной раз открывает новые горизонты и закрывает «белые пятна» на кинокарте мира. И даже в ситуации, когда он проводится в спартанских условиях тотального отсутствия финансирования и поддержки от ушедшего из жизни его идейного вдохновителя Владимира Меньшова, фестиваль свою планку не только не уронил, но даже сумел поднять еще выше», — сказала Ирина Павлова.
Завершая работу круглого стола, Валерий Рузин сообщил, что в ближайшее время будет опубликована подробная резолюция, учитывающая все предложения участников XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе» имени Владимира Меньшова и Х Российско-Китайского форума сотрудничества в кино, культуре и туризме, которая станет дорожной картой для дальнейшей работы фестиваля и форума с госорганами и возможными партнёрами.
«Фестиваль будет продолжаться!» – сказал, завершая круглый стол, Валерий Рузин.
Изображение (фото): кинофестиваль «Победили вместе»