31.05.2010 00:00
Аналитика.
Просмотров всего: 3983; сегодня: 1.

Портрет лучшего производителя

Резкая смена экономической конъюнктуры в 2009 году подвергла российский рынок информационных технологий сильному стрессу, а его участников серьезному испытанию. Мнения представителей российских реселлерских и дистрибьюторских компаний, высказанные в ходе исследовательского проекта "Лучшие производители 2009" - http://www.astera.ru/it-rating/bestvendors/2009/, дают наглядную оценку действиям производителей и позволяют увидеть, что является важным для каналов продаж в самые трудные времена.

Новые рыночные условия требовали от производителей максимальной эффективности и быстрого принятия решений, что заставило их вносить изменения в сформированные стратегию и тактику ведения бизнеса в России. "После бурного роста, который демонстрировал российский ИТ-рынок в докризисные годы, всем пришлось быстро адаптироваться к снижению оборотов, снижению прибылей. Причем адаптироваться надо было не только с точки зрения ведения бизнеса, но и чисто психологически", - отмечает Мария Соловьева, менеджер по маркетингу представительства компании ViewSonic в СНГ.

Характерными особенностями антикризисной стратегии вендоров стали ревизия финансовых условий, диверсификация бизнеса, пересмотр продуктового портфеля, вылившийся в большинстве случаев в уход в сторону более доступных бюджетных продуктов. Но самой трудоемкой в ходе ее реализации была работа над сохранением каналов продаж. Несмотря на наметившуюся годы назад тенденцию перехода некоторых вендоров на систему прямых поставок конечным заказчикам, наибольшая часть продаж в России по-прежнему осуществляется через партнеров. В связи с этим, восстановление и укрепление работоспособности каналов оставались для вендоров ключевыми факторами для удержания своих позиций на рынке.

Еще совсем недавно основным критерием для выбора поставщика для многих российских ИТ-компаний являлось качество поставляемой продукции. На сегодняшний день все большее значение придается деловым качествам - способности производителя организовать бизнес в России, выстроить правильную политику продаж и поддержать партнера. Не остается без внимания и стиль ведения бизнеса - реселлеры и дистрибьюторы предпочитают адекватных, надежных и лояльных вендоров. "Лояльность и готовность к сотрудничеству, как со стороны продвижения продукта, так и со стороны технической поддержки" на сегодняшний день являются наиболее важными критериями при выборе поставщика, поясняет Сергей Янович, директор компании "ДатаСерв - Сибирь".

Вместе с тем, сам продукт и его качество по-прежнему имеют большое значение. Обращает на себя внимание тот факт, что известность бренда и интерес к нему конечного потребителя - в большинстве случаев это уже само собой разумеющиеся факты. "В первую очередь мы ориентируемся на своего клиента, а его, как правило, интересует популярность бренда, его позиции на рынке, гарантийные обязательства, - прокомментировала Кира Кириленко, менеджер по развитию компании "Югософт". - Продвижение нового бренда - это вложения, на которые в современных условиях не каждая компания пойдет".

Принципиально повлиять на исход сотрудничества с тем или иным производителем может качество гарантийного обслуживания и технической поддержки. Качество гарантийного сервиса - это что-то вроде предвыборных обещаний, один из пунктов, о котором вендоры много говорят, но гораздо меньше делают. На практике уровень гарантийной и технической поддержки производителей является одной из наиболее актуальных проблем для российских дистрибьюторов и реселлеров. Как показал опрос, производители по-прежнему стараются уйти от своих гарантийных обязательств и не балуют заказчиков качеством сервисных услуг.

Так, Евгений Заборцев, коммерческий директор Технического центра "Содействие", являющегося сервисным центром, авторизованным более 25 производителями, сообщил, что проблем нет только с HP и Ramec. По мнению Владимира Ширяева, заместителя управляющего директора по работе с производителями компании "Verysell Проекты", организация сервисной поддержки на должном уровне с учетом географической распределенности России является сложной задачей, однако некоторым вендорам удалось добиться очень хороших результатов в этой области. В их числе г-н Ширяев отметил компании Cisco Systems, HP и ряд других производителей.

Не стоит исключать, что одной из причин отсутствия оперативной и компетентной технической поддержки является недостаточный контроль производителями своего бизнеса на российском рынке. Далеко не все компании-производители имеют региональные офисы в России. Вместе с тем, по мнению опрошенных, часть открытых представительств работает недостаточно эффективно, выполняя только декоративные функции.

Доступность товара и оперативность поставок занимают пятое место среди наиболее важных критериев при выборе производителя, но в реалиях 2009 года они вошли в тройку самых нерешенных проблем. Если в начале года многие дистрибьюторы и реселлеры несли убытки от нереализованного товара, то уже в третьем квартале их бизнес страдал от дефицита многих товарных позиций. "Главная проблема была связана с тем, что в условиях нестабильной рыночной ситуации было очень сложно планировать необходимые складские запасы - не случайно были периоды, когда на рынке наблюдался самый настоящий дефицит на определенные товарные сегменты", - прокомментировала Мария Соловьева. Вместе с тем появление дефицитных позиций в ассортименте дистрибьюторов и реселлеров негативно отразилось на прибыли и рыночной доле самих вендоров. "Производители, которые обеспечили свой канал продаж необходимыми товарами в соответствии с рыночным спросом, смогли сохранить динамику роста даже в столь непростой экономический период", - отметил Андреас Лоренц, директор по продажам в Центральной и Восточной Европе и странах СНГ компании AOC.

В прошлом году производителям потребовался целый комплекс мер, успех определялся не только грамотным планированием поставок и доступности товаров. "Наша компания с пониманием отнеслась к проблемам, которые возникли у наших дистрибьюторов и партнеров второго уровня в связи с банкротством некоторых фирм, общим неустойчивым положением с платежами, усложнением условий внешнего кредитования", - рассказал Алексей Златин, глава представительства NEC Display Solutions в России. По словам Марии Соловьевой, даже в трудные времена, конец 2008 - начало 2009 года, компания ViewSonic не прекращала программу поддержки дистрибьюторов и партнеров второго уровня. "Главное, что мы всегда работали в тесном контакте с партнерами всех уровней и все проблемы и вопросы решались оперативно. Понятно, что в бизнесе всегда приходится идти на компромиссы, а в непростые кризисные времена тем более", - добавила г-жа Соловьева. "В новой экономической ситуации компания Netgear старалась с еще большим вниманием относиться к положению своих партнеров, - отметил Дмитрий Танюхин, глава представительства Netgear в России. - Нам потребовалось сделать реорганизацию канала, после чего у нас появились еще более сильные дистрибьюторы".

Наряду с другими инициативами в 2009 году компания Acer представила целый ряд инновационных продуктов. "Именно поэтому, несмотря на трудности, связанные с общим экономическим спадом в 2009 году, компании Acer удалось не только сохранить первое место по объему поставок компьютерного оборудования на территорию России, но и увеличить объем продаж в некоторых сегментах по сравнению с 2008 годом", - рассказал Глеб Мишин, генеральный директор ООО "Асер Маркетинг Сервисиз".


Ньюсмейкер: Astera — 319 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...