В 2018 году новые рабочие места составили 16% от общего числа, а в 2022 предложение трудоустройства обновится на 27%. Актуальными будут позиции специалистов по данным, специалистов по искусственному интеллекту, машинному обучению и автоматизации процессов. Будут востребованы инженеры робототехники, разработчики блокчейна, специалисты по электронной коммерции и социальным сетям, а также разработчики систем взаимодействия человек – машина.
Четвёртая промышленная революция.
Всемирный экономический форум рассматривает период с текущего момента до 2022 года как начало четвёртой индустриальной революции. Первая состоялась в 18 веке и принесла с собой замену ручного труда машинным производством. В Англии такие перемены обернулись уличными протестами – так называемые луддиты считали, что машины лишат их рабочих мест.
Вторая промышленная революция началась в 19 веке и ознаменовалась появлением электричества, которое вместе со сталью, позволило сделать производство массовым. Третья (во второй половине ХХ века) «привела» в рабочий процесс компьютеры и цифровые технологии. Четвёртая промышленная революция начисто изменит (и уже делает это) процесс производства и взаимодействия: искусственный интеллект, продвинутая робототехника, машинное обучение и люди – всё будет (много где – уже) соединено мобильными устройствами.
Каждая промышленная революция влияла на рабочую силу. Четвёртая увеличит количество должностей, прямо связанных с технологиями. Одновременно, вырастет спрос на исключительно «человеческие» способности – фантазию, критическое мышление, умение вести переговоры и влиять на людей. Это касается служб поддержки, специалистов по тренингам и развитию, профессионалов маркетинга и продаж, финансовых и инвестиционных консультантов, а также линейных руководителей.
В зону риска попадают профессии, связанные с рутинной, «конвейерной» деятельностью: бухгалтеры, фабричные рабочие, банковские менеджеры по кредитам и, как ни странно, специалисты по работе с персоналом.
Конец света откладывается.
Предсказания, что автоматизация лишит обычных людей работы, встречаются на каждом шагу. Однако, отчёт ВЭФ указывает только на постепенные изменения в том, какую работу будут выполнять люди, а какую – машины. К примеру, сервисы Uber и Lyft снизили спрос на Yellow-cab – то самое жёлтое такси в Нью-Йорке – на 75 000 поездок в период с 2015 до 2017 года. В то же время, общее число поездок на такси выросло на 210 000.
Другой пример: в период с 2007 по 2017 год розничные продавцы кирпича и строительного раствора потеряли около 146 000 рабочих мест, но за тот же период количество рабочих мест в электронной торговле, в том числе в центрах выполнения заказов, выросло более чем на 400 000. На этих должностях люди, в среднем, получают на 30% больше, чем продавцы в розничных магазинах. История показывает, что любая автоматизация создаёт рабочих мест больше, чем уничтожает. К тому же, новые позиции оплачиваются выше – ведь компании начинают производить новые, более качественные продукты, вместо того, чтобы понижать цены в конкурентной борьбе.
В 2018 году, в среднем, 71% работ производили люди, а 29% – машины. Ожидается, что в 2022 эти цифры изменятся: в среднем, 58% деятельности придётся на людей, 42% – на машины. Специалисты просто должны будут поменять подход к работе – их не заменят компьютерными программами. Всё вместе, это повысит эффективность производства и, следовательно, приведёт к появлению новых товаров и услуг.
Освоить новые компетенции позволяет решение eLearning Server 4G: с помощью этой платформы HR-отдел компании может выстроить индивидуальный путь развития для каждого сотрудника – в зависимости от целей организации.
Рекрутёры в 2022.
В 2022 ожидается увеличение числа рабочих мест агентов по недвижимости, программистов, специалистов по маркетингу, физиотерапевтов, специалистов по продажам, финансовых аналитиков и – да, несмотря на зону риска – рекрутёров. Естественно, самый бурный рост ожидает позиции разработчиков ИИ и исследователей данных. Но эти рабочие места в совокупности – менее половины процента от всех, поэтому их число невелико.
Несмотря на всплеск технологий автоматизации рекрутинга, работа с кадрами всё ещё будет требовать человеческих навыков, а демографическая ситуация изрядно затруднит поиск сотрудников. К примеру, Америка и большая часть развитого мира «седеют», а темпы роста населения замедляются. Проблема в США усугубляется стремлением миллениалов рано выйти на пенсию – в среднем, к 56 годам.
Конечно, идущему за миллениалами-игреками поколению Z прочат долгую трудовую жизнь (как мы уже писали), но во многих развитых странах население сокращается или, в лучшем случае, вообще не растёт, и тех самых работящих Z-ов – меньшинство. Если эти тенденции сохранятся, то банально не будет хватать работников, чтобы удовлетворить спрос работодателей. По оценкам Всемирного Экономического Форума, к 2022 году более половины всех сотрудников будут вынуждены срочно повышать квалификацию или вообще менять специализацию. Несмотря на такую картину, 84% работодателей, участвовавших в опросе ВЭФ, ожидают нанять в штат новых сотрудников, полностью готовых к работе с современными технологиями. Вероятно, далеко не всем удастся достичь этой цели – но это не остановит их попытки.
Кадровые войны прошлого выглядят мягкими, детскими игрушками по сравнению с тем, что нас ждёт. Сокращение поддержки и высочайший спрос на сотрудников, способных адаптироваться к новым технологиям, заставит рекрутёров пробовать новые способы поиска талантов и проявлять высокое мастерство в переговорах и работе с ними, чтобы ценные кадры не «убежали» к конкурентам.
Было время, когда поиск сотрудников ограничивался размещением объявления в газете и изучением телефонного справочника. В 70 г., работа рекрутёра представляла из себя бесконечные часы «звонков и улыбок» каждый день. С тех пор профессия изменилась. Можно заключить, что HR-специалисты вне зоны риска исчезновения до тех пор, пока они будут способны адаптироваться.