В конце августа в г. Севастополе прошла II Всероссийская конференция «МФЦ для населения и бизнеса: лучшие практики и планы развития», которая собрала экспертов федеральных ведомств и более 50 представителей региональных министерств по информатизации и экономическому развитию, а также многофункциональных центров.
Открыли конференцию начальник Главного управления информатизации и связи города Севастополя Петр Даричев и коммерческий директор Компании БФТ Наталья Зейтениди. Они поприветствовали участников конференции и пожелали им продуктивной работы.
МФЦ для начеления
О перспективах развития системы Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг рассказала начальник отдела развития сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Департамента государственного управления Министерства экономического развития Российской Федерации Светлана Ширяева.
После того, как завершилось создание объектов сети, ключевыми направлениями развития проекта МФЦ стали повышение уровня качества и оптимизация процессов получения услуг. В связи с этим много внимания уделяется мониторингу развития сети МФЦ, финансовому обеспечению реализации проекта в регионах. В целях повышения уровня квалификации специалистов МФЦ проводится масштабная работа по формированию технологических схем предоставления государственных услуг. Эксперт Минэкономразвития отметила, что к приоритетным направлениям стратегического развития МФЦ относятся:
• Предоставление услуг в МФЦ по единому заявлению (по «жизненной ситуации»).
• Расширение перечня услуг, предоставляемых в МФЦ (услуги МВД России, ФНС России, ЗАГС).
• Предоставление услуг по экстерриториальному принципу.
Елена ПЕТИНА, начальник Департамента федеральных государственных проектов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) поделилась с участниками конференциями планами ПФР по расширению спектра оказываемых услуг ПФР в электронном виде через МФЦ. Согласно статистическим данным количество обращений граждан в МФЦ за услугами ПФР в 2016 году увеличилось в 1,5 раза и составило 2 977 249 обращений.
В рамках организации безбумажного взаимодействия с МФЦ в число пилотных услуг, оказываемых в МФЦ, входят:
• установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению в части приема, регистрации и обработки заявлений о назначении пенсии;
• выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению в части приема, регистрации и обработки заявлений о доставке пенсии;
• установление федеральной социальной доплаты к пенсии;
• выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;
• рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и др.
О работе МФЦ г. Севастополя рассказала директор Многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг в г. Севастополь Светлана ТКАЧЕНКО. В настоящее время процесс оказания 106 государственных и муниципальных услуг в МФЦ г. Севастополя автоматизирован на базе централизованной системы «МФЦ-Капелла», причем 53 из них были внедрены в 2017 году. Помимо предоставлению госуслуг населению, в МФЦ г. Севастополя создана бизнес-зона, где юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить 47 различных услуг, связанных с открытием и сопровождением бизнеса, операциями с недвижимостью и т.д. Как отметила Светлана Ткаченко, среди задач МФЦ г. Севастополя на 2017 год - открытие дополнительных 10 окон приема и выдачи документов, дальнейшее совершенствование и развитие института оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а также установление и развитие межведомственного взаимодействия с учреждениями, в чьи компетенции входит оказание госуслуг.
Денис Киселев, руководитель направления развития продуктов для МФЦ Компании БФТ, поделился с гостями конференции перспективными направлениями и возможностями системы автоматизации деятельности МФЦ «МФЦ-Капелла». Так, например, в процессе тестирования и перехода на новую версию интеграционного вида сведений Росреестра находятся услуги, связанные с электронным обменом с ФГИС ЕГРН. Оказание еще одной услуги в рамках системы «МФЦ-Капелла» уже находится в опытной эксплуатации с продуктивным контуром СМЭВ – это услуга по выдаче СНИЛС в МФЦ, которая подразумевает электронное взаимодействие между МФЦ и Пенсионным фондом. «МФЦ-Капелла» также взаимодействует с информационной системой мониторинга деятельности МФЦ (ИС МДМ), что позволяет получать информацию об основных параметрах работы всей сети МФЦ – количестве и составе предоставляемых услуг, времени ожидания в очереди, сроках предоставления услуг, возникающих нарушениях и формировать отчетность на основании собранных данных. «МФЦ-Капелла» также позволяет МФЦ предоставлять несколько государственных услуг по единому заявлению с учетом жизненной ситуации в соответствии с поручениями Президента РФ по итогам Госсовета. Например, пенсионеры по единому заявлению могут получить сразу несколько услуг, в том числе услугу по организации предоставления ежемесячных выплат неработающим пенсионерам, услугу по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии и т.д.
Кроме того, в системе «МФЦ-Капелла» реализована возможность автоматизации процесса оказания 6 услуг Корпорации «МСП», включая такие услуги, как «Подбор информации о недвижимом имуществе», «Информация об инфраструктуре поддержки субъектов МСП», «Информация об организации участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг» и др.
Обеспечению регистрационного учета граждан в МФЦ был посвящен доклад директора Департамента перспективных направлений Компании БФТ Григория Вайсмана. Он отметил, что с использованием информационной системы «Домовая книга», МФЦ могут получать прибыль за счет оказания услуг по регистрации граждан. В системе ведется учет информации о регистрации/ снятия с регистрационного учета граждан, а централизованная архитектура системы позволяет обслуживать население в любом МФЦ. Помимо того, что МФЦ получают реальные доходы благодаря внедрению системы, в МФЦ ускоряется процесс обслуживания граждан и сокращаются сроки оформления документов.
Технологические схемы предоставления госуслуг
Широкое освещение на конференции получила тема формирования технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, практикой формирования технологических схем в субъектах РФ поделилась директор Центра развития и методологии проектов АО «АКГ «РБС», Проектный офис Минэкономразвития России Виолетта МАКСИМОВА. Техносхемы позволяют унифицировать требования и условия предоставления услуги и собрать их в одном документе. В настоящее время при разработке техносхем регионы сталкиваются с рядом проблем. Например, некоторые техносхемы датируются 2014 или 2015 годом и требуют актуализации в соответствии с последними изменениями законодательства, наблюдается низкий уровень качества административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, также в субъектах отсутствуют типовые административные регламенты предоставления муниципальных услуг. При этом не стоит забывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 797 в редакции постановления Правительства РФ от 19 ноября 2016 г. № 1217 субъекты РФ должны обеспечить формирование технологических схем до 1 октября 2017 г.
Татьяна Исакова, руководитель направления по формированию технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг Проектного офиса Минэкономразвития России по развитию сети МФЦ, рассказала о практике формирования технологических схем федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов. Техносхемы должны быть разработаны по 50 услугам федеральных ведомств. По состоянию на 15 августа 2017 г. официально в Минэкономразвития России направлено 36 проектов техносхем, по 10 из них даны отрицательные заключения, а 3 техносхемы доработаны и направлены на повторный анализ. По итогам первичного анализа 50-60% от общего числа всех замечаний – это содержательные ошибки, т.е. связанные с содержанием техносхем.
Решить проблему возникновения подобных ошибок можно за счет автоматизации процесса разработки и согласования техносхем. Об этом, в частности, рассказал Григорий Вайсман, директор Департамента перспективных направлений Компании БФТ. Известно, что формирование техносхемы на бумажном носителе – это довольно трудоемкий процесс. Во-первых, слишком большой объем информации необходимо представить в табличном виде. Во вторых, довольно сложно обеспечить единообразие и соответствие схем методологии при их разработке без специализированных инструментов. В-третьих, техносхему в бумажном виде трудно использовать в работе специалистам, предоставляющим услуги, поскольку подробное описание оказания только одной услуги может содержать несколько сотен страниц. Благодаря АИС «Техносхема», разработанной совместно Компанией БФТ и РБС, органы власти, предоставляющие госуслуги, получают возможность разрабатывать, согласовывать и утверждать техносхемы, а МФЦ получают актуальные техносхемы для организации оказания услуг. В результате автоматизации процесса подготовки и передачи техносхем в МФЦ становится возможной единообразная передача единственно правильной, эталонной версии оказания услуги, отсутствуют ошибки при оказании сотен различных услуг одним универсальным специалистом. Кроме того, АИС «Техносхема» позволяет быстро и дистанционно изменять порядок оказания услуги в случае изменения соответствующих нормативных правовых актов.
Следует отметить, что АИС «Техносхема» успешно апробирована в МФЦ Липецкой области. Так, Елена Соломахина, начальник отдела координации проведения административной реформы управления государственной службы и кадровой работы администрации Липецкой области, рассказала о практике разработки и внедрения технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе. В ходе реализации пилотного проекта в Липецкой области уполномоченный МФЦ осуществляет ввод, согласование и публикацию техносхемы оказания услуги, унифицирует описание и оказание услуг, а также передает техносхему в МФЦ, которые, в свою очередь, могут настраивать услуги и отслеживать изменения в рамках действующих техносхем.
МФЦ для бизнеса
Руководитель проектного офиса Минэкономразвития России по мониторингу деятельности МФЦ, бизнес-директор, руководитель направления «Государственное управление» АО «Аудиторско-Консультационная группа «Развитие Бизнес-систем» (АО «АКГ «РБС») Андрей РЕПНИКОВ в рамках своего выступления подробно рассмотрел вопросы организации Центров оказания услуг – МФЦ для бизнеса на базе банков. Центры оказания услуг (ЦОУ) служат для того чтобы предприниматель мог максимально удобно взаимодействовать в офлайн и онлайн вариантах со всеми государственными и негосударственными институтами, необходимыми ему для создания, ведения и развития бизнеса. Целью ЦОУ является создание комплексной системы поддержки субъектов малого предпринимательства, действующей по единым правилам на территории всей страны, создание благоприятной среды для организации и ведения бизнеса. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в ЦОУ возможна в двух вариантах: либо путем создания в помещении организации, на базе которой создается ЦОУ, окон обслуживания МФЦ, либо путем наделения организации, на базе которой создается ЦОУ, статусом привлекаемой организации. В первом случае ЦОУ является структурным подразделением МФЦ, а во втором – структурным подразделением банка.
При этом соглашения на предоставление государственных и муниципальных услуг заключаются между уполномоченным МФЦ и органами исполнительной власти (местного самоуправления). Банк как привлекаемая организация заключает договор с уполномоченным МФЦ, в котором указываются услуги, предоставление которых организует банк в ЦОУ. Все информационное взаимодействие, равно как и передача пакетов документов в бумажной форме, от ЦОУ к поставщикам государственных и муниципальных услуг происходит через уполномоченный МФЦ. Технологическое взаимодействие банка с поставщиком ГМУ происходит в рамках регламентов взаимодействия, установленных в соглашениях уполномоченных МФЦ с поставщиками государственных и муниципальных услуг. Однако взаимодействие с поставщиками негосударственных услуг ЦОУ осуществляет самостоятельно, формирует требования к таким поставщикам, заключает с ними договора, обеспечивает предоставление услуг в ЦОУ на основе технологических схем. Как результат, Центры оказания услуг малому предпринимательству на базе банков и иных заинтересованных организаций к декабрю 2018 года должны действовать не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации.
Во второй части конференции участники посетили главный офис «Мои документы» г. Севастополя, на базе которого организована бизнес-зона МФЦ, где предпринимателям и юридическим лица доступно 47 государственных услуг.
По итогам мероприятия гости отметили, что участие в конференции позволило им получить грамотные консультации экспертов и задать вопросы федеральным экспертам, обменяться лучшими практиками и изучить передовой опыт коллег.
О БФТ:
Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) создана в 1997 году и на сегодняшний день является ведущим российским разработчиком проектных решений на базе собственных методологических и программных продуктов для государственного сектора и бизнеса.
Решения Компании БФТ входят в Единый реестр российского ПО. Продуктовая линейка Компании охватывает ключевые сферы государственного и муниципального управления:
• Централизованные системы для государственного и муниципального управления.
• Системы для оценки эффективности государственного и муниципального управления.
• Автоматизация управления имущественными и земельными отношениями.
• Портальные и мобильные решения.
• Автоматизация деятельности МФЦ.
• Методическое сопровождение деятельности органов власти (Консалтинг).
• Защита информации.
Линейка решений Компании БФТ также включает спектр программных продуктов для коммерческих организаций.
Результатом многолетнего сотрудничества Компании БФТ с органами федеральной и региональной государственной власти стало внедрение централизованных решений масштаба региона в 21 субъекте Российской Федерации и успешная реализация около 3500 проектов в 79 регионах и более чем 9500 муниципальных образованиях Российской Федерации, а также в Республиках Беларусь и Казахстан.
По итогам 2013-2015 годов Компании БФТ присвоено звание «Лучший поставщик в сфере информационных технологий».