Статья эксперта компании Cisco в области подключенных автомобилей Андреаса Мэя (Andreas Mai)
В третьем квартале 2014 года телекоммуникационная компания AT&T впервые подключила автомобилей больше, чем смартфонов. По данным агентства ABI Research, предлагаемые производителями автомобилей и запасных частей услуги телематики, чья рыночная доля достигла почти 40 %, станут доминирующим сектором для сотовых M2M-соединений. Следующий шаг на пути разработки дифференцированных услуг для транспорта – подключение автомобилей к инфраструктуре жилых домов, к «умным» энергосетям и, самое главное, к «умной» дорожной инфраструктуре, что сделает поездки более безопасными, спокойными и приятными.
Вместе с тем «умные» подключенные дороги оказываются утопией, когда средств не хватает даже на ремонт и поддержание существующих магистралей. В результате плохие дороги облагают нашу экономику косвенным налогом, из-за чего госслужбам, испытывающим недостаток финансирования, приходится откладывать транспортные инновации на будущее.
Наиболее остро это чувствуем мы, жители Среднего Запада США. Наши дороги периодически то замерзают, то оттаивают, что буквально смывает временные «заплатки», оголяя слегка зарубцевавшиеся шрамы прошлой зимы и вынуждая водителей перемещаться как по минному полю с опасными воронками. В 2014 году я уплатил дорожный «налог» в виде новой подвески, рулевого уплотнения и комплекта шин. Исследовательская группа TRIP подсчитала, что в США каждый автомобилист в среднем ежегодно выплачивает «налог на плохие дороги» в размере 400 долларов, что в целом по стране составляет 80 миллиардов долларов США.
«Налог на плохие дороги» почти удваивает 100-миллиардную сумму от пошлин и налога на топливо, которые США ежегодно собирают и тратят на обслуживание дорожной инфраструктуры. 100 миллиардов долларов — это 0,4 % рентабельности дорожных активов, стоимость которых оценивается в 27 триллионов долларов. Таким образом, нам потребуется еще 250 лет на развитие дорожной инфраструктуры.
Чтобы улучшить дорожные условия, размер годового бюджета должен быть в два-три раза больше. Пока же растущие затраты на улучшение дорог и обесценивающаяся база налога на моторное топливо только увеличивают дефицит и без того скудного бюджета. Как следствие, более 25 % дорог и мостов в США остро нуждаются в ремонте. Из-за этого мы ежегодно расходуем 80 миллиардов долларов на ремонт автомобилей, и каждый из нас ежегодно простаивает более 100 часов в пробках, а это еще 120 миллиардов долларов потерь.
Нам нужны новые источники финансирования, чтобы отремонтировать и подключить наши дороги, подготовив их к тому времени, когда «умные» транспортные системы будут использовать сетевую информацию. Несмотря на широкий консенсус по этим вопросам, предложения по их практической реализации часто наталкиваются на многочисленные возражения сторонников существующего порядка. В связи с этим хочу поделиться информацией для размышления, полученной в ходе бесед с заинтересованными представителями государственного и промышленного секторов. Некоторые из них, надо сказать, предлагают весьма оригинальные решения.
Никто не хочет вводить сборы или другой непонятный налог? Возможно. Но из-за плохих дорог, аварий и пробок все мы ежегодно косвенно платим более 7 000 долларов США (в расчете на 1 автомобиль) в форме «скрытых социальных налогов». «Умная» плата за дороги могла бы сделать такие скрытые расходы видимыми, стать средством для их снижения и стимулом для развития инноваций на благо всех нас. В отличие от стандартных сборов, основанных на пробеге автомобиля, «умная» плата взимается непосредственно за проезд — в зависимости от времени суток, загруженности, типа и состояния дороги, допустимой скорости, веса автомобиля, экономии топлива или выбросов, тем самым побуждая водителей и операторов дорог искать более эффективное соотношение спроса и предложения. Плата за проезд по чрезмерно загруженным участкам дорог могла бы динамически повышаться, чтобы оперативно привлекать внимание к менее дорогим маршрутам и в конечном итоге финансировать работы по устранению пробок. Водители стали бы вкладывать средства в наиболее часто используемые и важные для них дороги, экономя время и деньги.
Стандартная «умная» плата за дороги могла бы быть установлена в размере среднего налога на топливо, который автовладелец платит за каждую милю. Это позволит выбирать между «умной» платой за дороги и налогом на топливо. Постепенное увеличение налога на топливо в рамках запланированного упразднения такого налога в долгосрочной перспективе также склоняло бы к выбору программы «умной» платы.
Платные дороги не пользуются в США особым успехом? В Европе около 34 % дорог функционируют на платной основе, тогда как в США – лишь 3 % от общенациональной дорожной сети. Если есть бесплатные дороги, многие водители выбирают их, что подрывает коммерческую основу платных дорог. Одно из решений данной проблемы состоит во внедрении повсеместной «умной» ценовой системы, охватывающей всю дорожную сеть, что сейчас обсуждается в Германии и других европейских странах. Но для такой системы потребовалась бы единая платформа связи, которая заменила бы действующие технологии, такие как частные системы взимания платы за проезд, дорожные металлорамки, системы распознавания номерных знаков и т.п.
Кто будет платить за бортовые устройства связи? Большинство новых автомобилей, выпускаемых в США, будут оснащены устройствами связи. Управление жизненным циклом подключенного автомобиля, навигация, информационно-развлекательные возможности и, самое главное, безопасность (автомобильная связь способна предотвратить 80 % вариантов аварий) делают такую связь весьма привлекательной. Приложение по взиманию «умной» платы могло бы стать еще одним аргументом в пользу покупки бортовых устройств связи. Отмена регистрационных сборов на один год или несколько лет при приобретении такого устройства позволит ускорить их распространение как на рынке новых автомобилей, так и на рынке послепродажного обслуживания, что гораздо важнее.
Кто будет платить за подключенную дорожную инфраструктуру? Связь автомобилей с дорожной инфраструктурой могла бы стать прибыльным бизнесом в США при затратах, составляющих лишь 0,1 цента на милю пробега или один доллар на один автомобиль в год. Так как подготовленная Министерством транспорта США смета расходов на подключение автомобилей к инфраструктуре неоднократно менялась, мы исходили из того, что для получения компаниями, обслуживающими дорожную инфраструктуру, валовой прибыли в размере 50 % их доходы должны составлять 2,3 миллиарда долларов США.
Кто должен возглавить процесс — государство или частный сектор? Город, округ, штат или федеральное правительство могли бы передать свои транспортные активы или их часть в инвестиционные трасты по обслуживанию подключенных дорог в обмен на определенные отчисления или в качестве инвестиций. Трасты позволят привлечь дополнительные частные инвестиции на финансовом рынке или у заинтересованных сторон, таких как дорожно-строительные организации, провайдеры интеллектуальных транспортных систем либо операторы сотовой связи. Полученные средства можно было бы вложить в новую компанию по предоставлению интеллектуальных транспортных услуг, осуществляющую сбор «умной» платы за дороги.
Доход от взимания «умной» платы будет направлен на ремонт дорог и строительство «умной» транспортной системы, связывающей автомобили с дорожной инфраструктурой, светофорами, системой уличного освещения, электронными указателями, дорожными датчиками и парковками. «Умные» транспортные услуги можно продавать водителям, чтобы снизить риск аварий и пробок, а также компаниям, обслуживающим инфраструктуру, чтобы улучшить планирование и содержание дорог.
Это позволит сократить расходы каждого автовладельца за проезд по плохим дорогам, составляющие почти 400 долларов, а также ежегодно получать выгоду размером более 1 400 долларов США на каждый подключенный автомобиль.
Помимо этого, инвестиционный траст по обслуживанию подключенных дорог даст возможность ускорить развитие отрасли подключенных автомобилей и «умных» транспортных систем и стимулировать создание новых рабочих мест. Анализ 20 % наиболее загруженных дорог с наибольшим риском аварий или остро нуждающихся в ремонте показал, что подключение 1/3 американских водителей к программе «умной» платы может создать от 400 тысяч до 550 тысяч новых рабочих мест.
Но для воплощения данной идеи в жизнь потребуется коренным образом изменить отношение к каждому участку бесплатных дорог. Страны, испытывающие еще более серьезные транспортные проблемы или настойчивее стремящиеся превратить подключенную транспортную систему в источник экономического роста, могут в результате победить в этой глобальной гонке инноваций.