Всеобъемлющий Интернет хранит настолько большой объем информации, что с его помощью мы могли бы в деталях воссоздавать события, тренды и даже жизнь отдельных людей
Статья американского журналиста Джейсона Дина (Jason Deign)
15 апреля 2012 года в городе Индио (штат Калифорния) на фестивале Коачелла перед восьмидесятитысячной толпой появился рэпер Тупак Шакур (Tupac Shakur). Публика была ошеломлена, поскольку Тупак… умер в 1996 году. “Воскрешение” американского музыканта, скандально убитого в перестрелке в Лас-Вегасе, произвело невероятный эффект, даже несмотря на то, что накануне фестиваля в прессу просочилась информация о возможном появлении рэпера на фестивале. Видеозапись выступления, заканчивающаяся тем, что Тупак исчезает в яркой вспышке света, мгновенно разлетелось по всему Интернету.
«Мы знали, что шоу не останется незамеченным, — комментирует Ник Смит (Nick Smith), со-основатель AV Concept, компании, которая вернула Тупака к жизни. — Но чтобы такое... История с Тупаком целую неделю была новостью номер один, а видеозапись посмотрели 70 миллионов человек».
В конце концов специалисты AV Concept призналась: трюк, который они показали на фестивале, затратив, согласно отчетам, чуть больше ста тысяч долларов, — не продукт ультрасовременных технологий, а, скорее, иллюзия под названием “призрак Пеппера”, которую фокусники показывают с начала 19-го века. Тем не менее, по мнению Смита, технологии могли бы играть более существенную роль в реставрации ситуаций, событий и даже жизней из прошлого. Сейчас точность воспроизведения прошлого зависит от количества информации, доступной на данный момент времени.
«Обычно нужного материала нет, так что приходится воссоздавать человека в цифровом виде», — объясняет Смит. В случае с Тупаком пригласили дублера, которого снимали в студии оптического захвата движения. После съемок на оцифрованное изображение наложили черты лица Тупака. Однако со дня смерти Тупака прошло 17 лет. С тех пор объем снимаемого видео рос в геометрической прогрессии. К тому же в объективы камер теперь попадают не только знаменитости. Мы живем в такое время, когда каждый человек — звезда видео. Согласно опубликованному компанией Cisco отчету под названием «Индекс развития визуальных сетевых технологий», к 2017 году видео будет составлять 90% пользовательского трафика в Интернете, и каждую секунду через сетевые каналы будет проходить миллион минут контента, содержащего видео. Очевидно, что фильмы, сериалы и другие традиционные телепрограммы не могут генерировать такой объем видео. Логично предположить, что большую часть этого видеоконтента создадут пользователи, например, посредством видеозвонков со стационарного или мобильного устройства.
Между тем, с помощью Всеобъемлющего Интернета можно было бы набрать новый, даже более значимый материал для потенциального архива. В него могло бы войти видео с общественных камер, датчиков движения или даже с таких устройств, как радио-няня.
При этом другие виды данных могли бы помочь в создании еще более детализированной картины нашей повседневной жизни. Технические гуру вроде Тима О’Рейлли (Tim O'Reilly) уже используют термины “выброс данных” и “цифровой след”, когда говорят о технических методах, с помощью которых популярные цифровые СМИ фиксируют нашу ежедневную деятельность.
Во Всеобъемлющем Интернете будущего объем доступного материала может вырасти в разы. Можно будет фиксировать самые обыденные действия, наш распорядок дня с точностью до секунды: во сколько мы включаем свет в ванной, варим кофе, выходим из дома на работу или проходим мимо местного магазинчика.
Остается придумать, как задействовать тысячи или даже миллионы ежедневно используемых цифровых сенсорных точек. Впрочем, уже сейчас очевидна потенциальная польза этих данных для таких сфер, воспроизводящих прошлое, как история и криминалистика. Смит утверждает, что цифровые технологии уже помогают как минимум одной группе людей, которой приходится иметь дело со специфическими событиями из прошлого. По его словам, оказывать помощь ветеранам войн с посттравматическим синдромом очень сложно, потому что они зачастую не хотят признаваться в том, что нуждаются в помощи. Но если ветеран общается через аватар, психологический барьер легче разрушить. Поэтому медики предложили ветеранам воссоздать себя в игре Second Life («Вторая жизнь»), а затем дали им различные подсказки, как добиться внимания. Сейчас, благодаря технологиям AV Concepts, аватары из «Второй жизни» могут превращаться в голографическое изображение реально живущих людей. «Мы берем аватар из «Второй жизни» и встраиваем его в определенную ситуацию, — поясняет Смит. — Люди могли наблюдать за собой в образе реалистичного аватара, и то, как они вживались в роль, поражало нас даже больше». Смит добавил, что ключевым элементом такого воссоздания служат детали происходящего: «Нам не нужны просто голограммы. Мы пытаемся воссоздать предмет настолько реалистично, насколько это только возможно».
Научные фантасты уже исследуют возможные последствия, однако реальность практически наступает им на пятки. По словам Смита, он уже обсуждал с некоторыми исполнитпелями, как они могли бы сохранить себя после смерти. «Великие певцы вроде Би Би Кинга могли бы выступать вечно, — добавляет он. — И было бы круто раз в пару лет возвращать к жизни Стива Джобса и спрашивать его о том, что он разработал и что он об этом думает. Ведь у него наверняка были идеи о том, как все будет развиваться дальше».
Нет причин думать, что такое будут недоступно простым смертным. По мнению Смита, «уже можно и нужно собирать цифровые активы, пока люди еще живы и могут поразмыслить над этим».
Всеобъемлющий Интернет мог бы значительно облегчить упомянутый сбор цифровых данных. И тогда, благодаря его технологиям, мы сможем не просто жить дольше… Мы сможем жить вечно.